Муниципальное образование Мангушский муниципальный округ Донецкой Народной Республики
Официальный сайт администрации

Достопримечательности

Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста.
п.г.т.Ялта, ул. Гагарина, 11

Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста находится в посёлке городского типа Ялта Мангушского (Першотравневого) района ДНР

Белосарайский маяк.
с. Белосарайская Коса, ул. Безуха

Костры в этом стратегически важном для мореплавания месте разжигали испокон веков. Собственно, с ко¬стра, разведенного на морском берегу, и начинается ис¬тория маяков. С наступлени¬ем ночи, когда море слива¬лось с землей, а тучи закры¬вали звезды, только трепетный огонь костра оживлял темноту. Воистину, он был путеводной звездой Меотиды, возвращавшей рыбаков и морских странников домой.

В основе брендинга Мангушского муниципального округа лежит идея «Малая Греция в Донецком Приазовье».

Эта концепция подчеркивает уникальное сочетание греческого культурного кода и природы Приазовья. 

История греков нашего края насчитывает несколько веков и оставила нам богатое культурное наследие. 

Сочетание греческих традиций с местными особенностями создает уникальную и неповторимую атмосферу. Сочетание морского побережья, степных просторов, заповедников  и природных памятников. Белосарайский маяк, Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста, малые элементы греческой архитектуры — уникальные символы региона.

В сердце Приазовья, где море сливается с небом, а ветер шепчет древние сказания, живёт удивительный народ — греки.
Мангушский м.о.

Их культурный код, как драгоценная мозаика, состоит из множества символов, каждый из которых хранит в себе историю, традиции и ценности этого края.

Белосарайский маяк, словно страж морских границ, возвышается над волнами, указывая путь морякам. Он напоминает о том, как море всегда было неотъемлемой частью жизни греков, как оно дарило им пищу, защиту и вдохновение. Маяк — это символ связи с бескрайними просторами, с тем, что лежит за горизонтом.

Храм Святого Архангела Михаила — сердце духовной жизни греков. Величественные стены и золотые купола, устремлённые в небо, словно руки, протянутые к Богу. Здесь, под сводами храма, звучат молитвы, и верующие находят утешение и силу. Храм — это символ веры, надежды и единства, место, где каждый может ощутить себя частью чего-то большего.

Малые греческие архитектурные формы, такие как арки, словно жемчужины, украшают улицы и дворы. Они напоминают о традиционных элементах греческой архитектуры, о гостеприимстве и уюте, которые всегда были важны для нашего народа. Проходя под аркой, человек словно попадает в другой мир, полный тепла и доброты.

Памятники, посвящённые осетру, доярке и рыбакам, рассказывают о жизни и труде греков. Осетр — символ богатства и изобилия, доярка — символ трудолюбия и заботы, а рыбак — символ мужества и стойкости. Эти памятники — дань уважения тем, кто своим трудом и старанием делает наш край живым и процветающим.

Природный Национальный парк «Меотида» — это сердце природного разнообразия Приазовья. Здесь можно встретить редкие виды растений и птиц. Парк привлекает туристов и исследователей, которые хотят прикоснуться к красоте и величию природы, ощутить её дыхание и силу.
Среди тишины и покоя, человек может почувствовать гармонию с природой, понять её величие и хрупкость.

Азовский дельфин — это символ уникальной морской фауны Приазовья, один из самых редких видов дельфинов в мире. Его грациозные прыжки и мелодичные звуки напоминают о том, как важно беречь природу, сохранять её для будущих поколений.

Курганы и Половецкие каменные бабы — символы древней истории, которые хранят память о предках. Эти памятники напоминают о том, как важно помнить о прошлом, уважать и чтить его. Они словно стражи времени, которые следят за тем, чтобы история не была забыта.

Эти символы — не просто изображения и знаки. Это живые нити, которые связывают прошлое, настоящее и будущее, хранители культурного наследия греков Приазовья. Они помогают нам сохранить идентичность, ценности и традиции, передавая их из поколения в поколение.

Источник — место силы.
Мангушский м.о., пгт Ялта

Источник — место силы

В самом сердце Ялты, среди трав и лиманов, есть особенное место, которое местные жители называют источником силы. Это не просто источник воды, это место, где время останавливается, а душа находит покой.

Легенда гласит, что вода из этого источника обладает магической силой, способной исцелить любые недуги. Она пахнет сероводородом, но тот, кто ей лечится, чувствует, как силы возвращаются к нему.

Источник находится в Национальном природном парке «Меотида», который был основан 25 декабря 2009 года. Парк — это живое воплощение красоты природы, где можно увидеть бескрайние степи, лазурное побережье Азовского моря и таинственные водно-болотные угодья. Здесь обитают редкие птицы и животные, а символом парка является шилоклювка — изящная и независимая птица.

К источнику ведёт узкая тропа, извивающаяся среди лиманов. По пути можно встретить редкие виды растений и животных, услышать пение птиц и шелест травы. Каждый шаг по этой тропе — это новое открытие, новая встреча с чудом природы.

Местные жители относятся к этому месту с трепетом и уважением. Они верят, что здесь, среди холмов и трав, можно ощутить связь с природой, почувствовать её силу и мудрость. И когда вы приходите к воде, которая непрерывно бьёт из земли тысячи лет, вы чувствуете, как она наполняет вас энергией и радостью жизни.

Туристы из разных уголков России приезжают сюда, чтобы полюбоваться источником, ощутить его силу и обрести душевное равновесие. Для них это место стало одним из самых ярких символов Приазовья.
Источник — это живой организм, который связан с историей и природой родного края. Он хранит в себе силу земли, способную исцелить и вдохновить. 

Свято-Михайловский Храм села Урзуф.
Мангушский м.о., с. Урзуф

В 1780 году на побережье Азовского моря приехал митрополит Игнатий (Гозадинов) (будущий св. Игнатий Мариупольский). Во время своего посещения в каждом селе он оставлял икону в знак своего благословения. В Урзуфе это была икона Св. Архистратига Михаила; в честь него и был освящен первый храм, который митрополит Игнатий самолично устроил в молитвенном доме Степана Коваля.

Ныне существующую церковь начали строить в 1860-х годах. Строилась она 14-16 лет с перерывами. Проект был составлен двумя итальянскими архитекторами. Камень для фундамента доставляли из Стародубовки, где есть каменные карьеры. Церковь строилась на средства народа. Раствор, которым клали кирпич, делали на яичных белках. Высота церкви — 33 метра, что соответствует продолжительности жизни Иисуса Христа.

Первым настоятелем храма стал Спиридон Калафатов, прослуживший до 1905 года. Первая литургия была проведена 2 августа 1876 года. В этот день в Урзуф приходили из всех греческих сёл в округе. Вокруг церкви была ограда из каменных тумб, соединённых железными прутьями с острыми пиками наверху, была сторожка. Вторым священником был назначен Травляев Константин, прослужил до 1928 года — грек, из села Малоянисоль.

В начале 1930-х годов церковь закрыли, во время организации колхоза в ней устроили склад для зерна.

В 1944 году, после освобождения от немецкой оккупации, с церкви сняли купола и колокола и отправили их в Таганрог на плавильный завод. Здания церкви снова превратили в хранилища (зерна, минеральных удобрений, металлолома и т. п.).

Работы по реставрации храма началась только в 1991 году. Первая литургия была проведена священником Павлом Олейником 2 июня 1994 года.

В связи с переводом священника Павла в Ялту в 1995 году, в июне службу начал проводить священник И. Чинида. С 25 декабря 1997 года его сменил другой священник — П. Сатюк.

Значительным событием в жизни Приазовских греков накануне 225-летия их переселения и основания греческих сёл стало завершение реставрации церкви в 1999 году. Церкви передали копию уникальной иконы XI века «Святой Георгий — воин с житием», принадлежавшей митрополиту Игнатию, под святым благословением которой осуществлялся переход греков-христиан из Крыма в Приазовье. Для Урзуфской церкви благочинный отец Николай из Мариуполя направил 50 икон.

Иконостас для храма расписала мариупольская художница Людмила Пономарева. Иконы выполнены в византийском стиле.

Церковь является гордостью жителей Урзуфа и Мангушского округа, а также исторической ценностью.

Престольные праздники: 21 ноября (Собор Ахистратига Божия Михаила) и 2 августа (Память Пророка Божия Илии).

Святыни:

Точная копия иконы Св. Георгия Победоносца с житием

Икона Св. Игнатия Мариупольского, а также частичка его св. мощей

Икона Божией Матери «Панагия Бахчисарайская».

Музей истории села Урзуф.
Мангушский м.о., с. Урзуф
Греческое село Урзуф, расположенное в Мангушском муниципальном округе Донецкой Народной Республики, является не только важным историческим памятником, но и носителем богатой культуры и традиций. Его жители свято чтят своих предков, продолжая их лучшие традиции, сохраняя и приумножая национальную культуру греческого народа.
В Урзуфской школе есть уникальный Музей истории села, который стал центром краеведческой работы, способствуя формированию национального самосознания и патриотическому воспитанию молодёжи.
Посетители музея могут узнать об истории основания села Урзуф, которая берёт своё начало в конце XVIII века, и о первых жителях — греках, переселившихся из Крыма на побережье Азовского моря. Особую ценность представляют многочисленные предметы быта греческого народа конца XIX — начала XX века, бережно хранящиеся в школьном музее. Экскурсоводы из числа учащихся с большим энтузиазмом рассказывают об истории родного села в XX и начале XXI века.
История самого музея начинается в первые послевоенные годы, когда учитель географии Кудакоцев Спиридон Иванович вместе со своими учениками начал собирать первые экспонаты для будущего музея. Они изготавливали макеты, чучела птиц и животных, а однажды, во время школьного похода, сделали уникальную находку — настоящий бивень мамонта, который теперь занимает почётное место в витрине школьного музея.
В период каменного века на берегу местной реки Зелёная находилось поселение древних людей, о чём свидетельствуют каменные орудия труда разных периодов, найденные на территории села Урзуф. Эти экспонаты вызывают неподдельный интерес у школьников и многочисленных гостей, посещающих наш музей.
В целом школьный музей Истории села Урзуф насчитывает более тысячи экспонатов: предметы быта, многочисленные фотографии и документы жителей села, кубки и грамоты за спортивные достижения, коллекции фотоаппаратов разных лет и радиоаппаратуры. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, которые приносят как учащиеся школы, так и неравнодушные жители села.
На протяжении многих лет юные экскурсоводы проводили увлекательные экскурсии, игры-путешествия по музею и викторины для обучающихся и гостей.
Урзуфская мозаика: шедевр, переживший время.

В мире искусства есть произведения, которые становятся настоящими символами своего времени и места. Одним из таких шедевров является мозаичное панно «Праздник урожая», расположенное на фасаде дома культуры в селе Урзуф. Это творение двух замечательных мариупольских художников — Леля Николаевича Кузьминкова и Валентина Константиновича Константинова — воплощает в себе многовековые традиции монументального искусства, от византийской школы до современных тенденций.
Панно было создано 50 лет назад, но и сегодня оно продолжает восхищать тысячи людей, приезжающих на отдых на Азовское море. Это не просто украшение здания, это настоящий гимн урожаю, труду земледельцев и культуре греческого народа.
Создание панно было сопряжено с рядом сложностей и особенностей, связанных со временем его исполнения и национальной окраской. Художники уже имели опыт создания керамической мозаики на здании школы, но теперь им предстояло воплотить в жизнь более сложное монументальное произведение.
Одной из самых сложных задач стало утверждение эскизов панно. Партийные руководители, отвечающие за идеологическую работу, посчитали, что в эскизах слишком много национального, греческого. В частности, один из фрагментов, изображающий плывущие «кораблики», был основан на сюжете из греческой мифологии об аргонавтах. Однако партийные функционеры потребовали изменить этот фрагмент, считая, что он содержит слишком много греческого.
Художникам пришлось пойти на уступки и изменить первоначальный замысел. Вместо аргонавтов на панно появились волшебные птицы, символизирующие арго, с кусочком священного дуба. Этот фрагмент мозаики органично вписался в общую композицию и стал одним из самых ярких её элементов.
Главным фрагментом панно является фигура девушки с хлебом-солью в руках, в национальной украинской одежде, с ликом византийской мадонны. Этот образ символизирует единство культур и народов, живущих на берегах Азовского моря.
Другим ярким элементом панно является клеймо с изображением греческого танца. Линейный ритм движения танцующих фигур восходит к работам мастеров декоративного искусства периода греческой архаистики. Подобные изображения часто встречались в стенной росписи и рельефных панно.
Ещё один фрагмент мозаики изображает музыкантов — двух девушек, держащих в руках бубен и ховаль. Эти элементы придают панно динамичность и символизируют плоды труда земледельцев — возможность развивать культуру и выявлять народные таланты.
Благодаря мастерству и таланту Леля Николаевича Кузьминкова и Валентина Константиновича Константинова, панно «Праздник урожая» стало настоящим шедевром монументального искусства. Оно олицетворяет всю культуру Урзуфа и продолжает радовать глаз посетителей дома культуры.
Панно получило название «Урзуфская мозаика» и стало символом нового национального стиля в монументальном искусстве региона. Оно напоминает нам о важности сохранения культурного наследия и о том, что искусство может объединять людей разных национальностей и вероисповеданий.

Гастрономический туризм, несомненно, является мощным инструментом привлечения туристов и развития экономики региона, а также ключевым элементом формирования уникального бренда территории.

В контексте Приазовья гастрономическое путешествие приобретает особое значение, ведь здесь кулинарные традиции греков создают неповторимую палитру вкусов и впечатлений, заслуживающую отдельного внимания.

Уникальная кухня греков Приазовья — это не просто набор блюд, это живая история, отражающая культуру, традиции и образ жизни народа. Именно здесь, в Приазовье, рождаются настоящие кулинарные шедевры, такие как знаменитые чебуреки, которые умеют готовить только местные греки. Эти золотистые, горячие, с тонким, слегка слоёным хрустящим тестом, аппетитно пузырящимся при обжаривании и наполненным сочной начинкой, стали настоящей визитной карточкой региона. Попробовав их, можно почувствовать душу Приазовья и прикоснуться к его истории.

Гастрономические путешествия — это не просто дегустация блюд, это возможность почувствовать дух региона, познакомиться с его культурой и традициями. С помощью кулинарии можно составить представление о регионе, ощутить его атмосферу и понять его характер. Каждый ингредиент, каждый рецепт, каждое блюдо рассказывают свою историю, раскрывают секреты и передают эмоции.

Основа греческой кухни — свежие и качественные продукты, щедро приправленные любовью и заботой. Мясо и рыба, овощи и зелень, фрукты и специи — всё это играет важную роль в создании неповторимых вкусов и ароматов. Особое внимание уделяется овощам, которые местные жители выращивают для себя с душой и заботой. Красные и розовые помидоры, сочные перцы и баклажаны, разнообразные сорта картофеля и лука — всё это является гордостью Приазовья. А спелые черешни — это вообще отдельная история, которая заслуживает отдельного рассказа. Их сладость и аромат невозможно забыть, а воспоминания о них будут согревать душу даже в самые холодные дни.

Национальный природный парк «Меотида».

Территории национального природного парка «Меотида» входят в состав Биосферной особо охраняемой природной территории (Биосферного резервата) «Хомутовская степь - Меотида». Это один из молодых парков и уникальное место на юго-востоке Донецкой Народной Республики. На его создание ушло более 20 лет, а история возникновения данной заповедной зоны насчитывает около 100 лет. И сегодня данная территория включает в себя степную зону, побережье и акваторию Азовского моря, водно-болотные угодья мирового значения. 

Уникальность ландшафта территории национального природного парка «Меотида» заключается в разнообразии его форм. Здесь представлена ​​разветвленная сеть протоков, устьев, озер, лиманов, заливов, значительная пестрота морфогидрографичних элементов: остатки коренных пород, прирусловые и прибрежные массивы, лагуны, косы. Рекреационный потенциал парка соответствует самым высоким мировым стандартам, который обусловливают: теплое мелководное Азовское море, комфортные ракушечно-песчаные пляжи, благоприятные климатические условия, запасы минеральных вод и лечебных грязей, удобное географическое расположение.

Растительный покров парка характеризуется флористической и фитоценотической уникальностью, богатством флоры, раритетными видами. Общий флористический список составляет 659 видов, из которых выделено 49 формаций солончаковой, степной, болотной, водной, песчаной и синантропной растительности, из них 4 занесены в Зеленую книгу Украины, а также множество участков формаций, в группировках которых растет 31 вид растений из Красной книги Украина. Также на территории парка находятся уникальные растения, которые занесены в Приложение I Бернской конвенции, Европейский Красный список, Красный список МСОП.

Богатый животный мир парка, но по видовому многообразию не имеют себе равных пернатые - их насчитывается более 250 видов, из которых около 100 гнездятся. Гордостью НПП «Меотида» являются многочисленные поселения гидрофильных птиц. В государственном орнитологическом заказнике «Приазовский цапельник» гнездятся: большая белая цапля, малая белая цапля, серая цапля, рыжая цапля, желтая цапля, а также другие виды водоплавающих птиц.

Животный мир НПП «Меотида» характерен для Приазовья. Млекопитающих в пределах парка насчитывается более 50 видов. Из них около 20 занесены в Красную книгу.

Герпетофауна парка сравнительно разнообразна и насчитывает 10 видов, из которых 7 пресмыкающихся и 3 вида земноводных.

Членистоногие - самая многочисленная группа животных парка. Их более 1500 видов, из которых пауков около 200 и более 1000 видов насекомых.

В современных границах парка более 60 памятников археологии и культуры, фрагменты традиционной застройки украинцев, греков и донских казаков. Местные общины греков Приазовья гордятся своей культурой и плодотворно сотрудничают с парком.

Особым памятником традиционной культуры является храм Архистратига Архангела Михаила в поселке Урзуф, который был возведен во второй половине XIX века. Церковь строилась на средства народа почти 16 лет. Первая литургия была проведена 2 августа 1876. В начале 30-х годов ХХ века церковь закрыли большевики. Купола были сняты, а помещение долгое время использовалось как зернохранилище. В 1989 году, благодаря стараниям местного учителя С.И. Кудакоцева, началось восстановление церкви. Первая литургия в обновленном храме состоялась 2 июня 1994 г., накануне 225-летия переселения греков из Крыма. В церковь передана копия уникальной иконы ХI века «Святой Георгий - воин с житием», принадлежавшей митрополиту.

Еще одной культурной достопримечательностью является Белосарайский маяк (с. Белосарайская Коса) - древнейший из маяков на Азовском побережье, основанный в 1811 г. (Сама каменная постройка датируется 1836 г.). Его высота 22 метра. Световой сигнал распространяется на 14 миль. Наиболее интересным является то, что позже некоторые металлические конструкции для Белосарайского маяка разрабатывались и изготавливались конструкторским ателье Гюстава Эйфеля.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie