Белосарайский маяк

Столетия спустя старые русские мореходы, исполняя указ Петра I создать на Азовских ко¬сах казачьи посты, ставили на треноги бочки и зажигали в них огонь. Затем периодически в этих местах возводили деревянные маяки. Самый известный из них построен в 1811 году в десяти с половиной километрах к северо-востоку от местоположения современного Белосарайского маяка вбли¬зи села Мелекино. Он был установлен на возвышении 35,4 метра на деньги Таганрогских купцов и высота его составляла 18,5 метра. Вначале он находился в ведении Таганрогского градоначальства и содержался за счет средств местного купе¬чества, но в 1829 году был переведен в подчинение дирекции Черноморских маяков. Благодаря значительной высо¬те огня над уровнем моря (почти пятьдесят четыре метра) он был виден ночью на расстоянии до 20 миль. Маяк получил название Белосарайского.Капитальный маяк заложили только в 1835 году, для его охраны здесь был расквартирован казачий дозор. Строили «ночное око» почти семь месяцев — с 16 апреля по 6 ноября, причем для прочности специально завезли керченский штучный камень. Высота нового маяка была побольше деревянного, с окончанием его строительства деревянный маяк был упразднен на дрова. Руководил всем процессом поручик Дрожжин. Сам маяк с прилегающими к нему казармой, двумя сараями, оградой и воротами обо¬шелся казне в 50 тысяч рублей. Высота от основания восьмигранной башни составляла 72 фута (22 метра). Помещения на высоком фундаменте планировались так, чтобы в случае необходимости обитатели маяка могли выдержать осаду: узенькие окна и, наоборот, массивные стены, вымощенный внутренний двор, обширные подвалы, прямо под башней - коло¬дец. В конце лета, примерно 25 августа 1835 года, маяк послал кораблям свой первый луч, пре¬ломленный сразу пятнадцатью рефлекторами чугунного фонаря и осветивший девять прилегающих миль. В 1878 году на маяке был построен каменный жилой флигель для двух смотрителей, несколькими годами позднее — маячный магазин (склад), кладовые для семейных служителей, баня, конюш¬ня и сарай для телеги, а также отремонтированы башня и ка¬менная ограда. В 1890 году модернизировали и сам маяк, дополнительно установив паровой «канадский» свисток для подачи сигналов во время сильного тумана, для чего возвели отдельное каменное здание. Последняя модернизация датируется 1902 годом. Но любопытно, что, сколько бы в последующем ни происходило технических усовершенствований, внешний вид объекта так и остался неизменным. Но даже с установлением современного оптического аппарата рекорд купеческого деревянного предшественника побит так и не был. Правда, у нашего современника имеется существенное преимущество: возможность посылать радиосигнал, чем, видимо, и объясняется его световое ослабление.